top of page

«Мелкий бес» в Красноярском театре кукол

Сто лет не была в театре кукол. И, как оказалось, зря. Театру кукол есть что предложить современному «взрослому» зрителю. По крайней мере, после «Мелкого беса» пища для размышлений и рефлексии вам обеспечена.

Честно скажу, шла с осторожностью. Не люблю Сологуба, безвоздушное пространство его романа, страшные, уродливые гримасы вместо человеческих лиц... Да и чертовщину недолюбливаю. И как сатиру «Мелкого беса» никогда не воспринимала — просто какой-то чудовищный гротеск. И автора каждый раз жалко — как же можно вообще жить, когда в голове у тебя творится такое?

А вот спектакль неожиданно понравился. Какой-то он весь цельный и органичный: и актерская работа, и куклы, и сценические находки, и пластика. Интересное и очень точное визуальное решение: куклы — это не внешний образ героев, а их внутреннее «Я», точная копия их внутреннего мира. Неприглядная такая копия, шаржированная.

Страшные вещи творятся в уездном городе. Здесь развращают и избивают детей, врут, подхалимничают. На протяжении всего спектакля герои закидывают мусором и заплевывают не только сцену, но и собственную жизнь, превращая ее в большую помойку. Это гора мусора растет и в финале превращается в один сплошной гнойный нарыв с лицом (нет, с харей) Ардальона Борисыча… Казалось бы, что может быть гаже? А мерзопакостного послевкусия после спектакля не остается.

Да, спектакль страшный. Но нотки черного юмора оставляют действие в рамках комедии, не позволяя зрителю утонуть в мрачной экзистенциальности происходящего. Наоборот, выходишь со спектакля и чувствуешь, как что-то светлое робко копошится внутри.

И вот иду я после спектакля и пытаюсь понять, откуда же взялось это неожиданное светлое послевкусие. И тут понимаю — это же в точности как с генеральной уборкой квартиры: полы помыл, грязную тряпку в воду окунул, отжал, а грязную водичку в унитаз вылил и чистой водичкой сполоснул. И вот оно — и тряпка чистая, и ведерко пустое и блестит, можно заново чистой водички наливать. Так и здесь: словно по тебе тряпкой прошлись и всю твою грязь вместе с грязной водой выплеснули! Светло и хорошо.

И следующая мысль: значит, все-таки было, что выплескивать?

В таких размышлениях подхожу я к автобусной остановке. Далее, как по заказу, сцена из «Мелкого беса»: группа молодых людей студенческого возраста — два парня и девушка, доедают какие-то жирные пирожки и с хохотом выбрасывают на дорогу засаленные бумажные салфетки (урна, между прочим, рядом!). Но это не все. Затем они начинают смачно харкаться и плевать себе под ноги. При этом продолжают дико ржать. Дежа вю. Один в один сцена из спектакля: там сначала Ардальон плюется в Варвару, а потом гости сидят за столом, закидывают комнату мусором и объедками и дико ржут. Словно из театра не выходила и смотрю продолжение. И лиц человеческих, в общем-то, тоже нет, только хари.

Нет, ребята, в России «Мелкий бес» вечен. Тут не до метафор — Красноярский театр кукол точно попал в реальность. Вот уж действительно «сцены из провинциальной жизни»!

Надо будет на днях в себе покопаться — может, найду чего. А то потом вдруг неожиданно вылезет из тебя какой-нибудь слизняк с мордой Варвары или Ардальона — ужас какой! Лучше сразу найти — и с корнем…

Избранные записи
Новые записи
Поиск по ключевым словам
Тегов пока нет.
Где меня найти
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
bottom of page